Рынок мультимедиа (некоторые предпочитают называть его рынком домашнего ПО) ждет осени и холодов столь же нетерпеливо, сколь все живое обычно ждет лета. По мнению специалистов, летние продажи в этом году не превысили уровень лета прошлого года, что говорит об определенном упадке, поскольку уровень продаж на нормальном растущем рынке все же должен несколько превышать прошлогодний. Все это вселяет тревогу, и надежды на осенний всплеск если и имеются, то отнюдь не такие радужные, как в 1997 г.
До и после
Руководитель направления игровых и мультимедийных продуктов компании «1С» Юрий Мирошников так характеризует положение на рынке в переходный период прошлого и нынешнего годов: «В 1997 г. наблюдался достаточно сильный рост объемов продаж и ассортимента - объемы увеличились примерно в два раза. В этом году ситуация не очень хорошая, мы все напрягаемся и пытаемся понять: это сезонный спад, или ситуация на рынке мультимедийного ПО сходна с ситуацией на рынке «железа»? Сейчас мы ждем сентября, чтобы разобраться в том, что происходит. И все же надеемся, что все хорошо и рынок опять удвоится. Или вырастет хотя бы на 50%. Но подобные прогнозы для меня слишком рискованны».
С его мнением вполне согласен начальник отдела CD-ROM компании CompuLink Лев Спанаки: «В прошлом году был бум, в нынешнем его уже не будет. Было очень плохое лето, вовсе не соответствующее уровню развития рынка».
Директор издательства Cominfo Борис Гершуни полагает, что рынок растет довольно стабильно - каждый год процентов на 20-25, и вряд ли что-либо изменится в этом году. Но это - взгляд издателя. А ведущий менеджер компании «Новый диск» Василий Кириенков придерживается точки зрения г-д Мирошникова и Спанаки.
Интересно, что практически все опрошенные специалисты склоняются к тому, что именно в этом году структура отечественного рынка домашнего ПО вполне определилась и стала соответствовать структуре мирового, хотя и с некоторыми особенностями.
Так, осенью 1997 г. возникла острая конкуренция среди отечественных «коробок», увеличение продаж шло за счет хитов - около 10 самых известных игр, в частности «Паркан», «Братья Пилоты», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». К концу года на первые места выдвинулись «Аллоды», «Розовая пантера» и «Гэг», при этом игровые хиты составляют 50-60% всех продаж. Остальное приходится на энциклопедии, обучающие и музыкальные CD. Музыкальные диски, по мнению многих, продаются не так уж плохо, но хитов среди них нет. Здесь ближе к лидерам были «Высоцкий» и «Алиса», но пик их продаж также прошел. Вышедший в прошлом году диск «Погружение» («Наутилус Помпилиус») действительно был хитом, но сейчас подобных CD уже около 15, а рынок так быстро не растет.
На взгляд людей осведомленных, ситуация в точности повторяет ту, что была в Европе и США в конце прошлого года. Но некоторые отмечают неожиданную особенность - уменьшение на нашем рынке доли дисков для маленьких детей. Взрослые стали больше тратить на «игрушки» для себя или, в крайнем случае, на обучающие программы для старших школьников и абитуриентов. Объяснить это можно только ограниченной покупательной способностью.
Юрий Мирошников уточняет: «Говоря в прошлом году о предстоящем буме, я имел в виду не столько рост продаж, сколько резкое увеличение ассортимента и обострение конкуренции между продуктами. В сентябре прошлого года вышло 30-40 новых коробок, вышли, наконец, игры, которые можно считать хитами, - ничего подобного по тиражам раньше не было. Некоторых продано более 20 тыс. (менее чем за год). В этой ситуации, с одной стороны, появились новые команды, с другой - некоторые не выдержали гонки и остались практически без денег. Таких, не выдержавших гонки команд, наверное, около 10%. Когда российских продуктов было 3-4 десятка, они еще как-то продавались, а когда их стало 3-4 сотни, продавцы и покупатели стали предпочитать бестселлеры».
Интересно, что, по данным дистрибьюторской компании CPS, для которой мультимедийное ПО - лишь небольшая часть бизнеса, распределение наиболее ходовых «коробок» несколько иное. Абсолютным лидером некоторое время был диск «Ваше право», который здесь относят не к базам данных, а все же к домашнему ПО. И вообще наиболее высокие места в продажах CPS занимают совсем не игры, а обучающие программы для школьников, причем лидируют программы по английскому языку. Среди игр предпочтение в основном отдавалось локализованным, а общепризнанные «Паркан», «Аллоды» и «Братья Пилоты» отнюдь не всегда входят в десятку сильнейших. Генеральный директор компании Сергей Фенев объясняет это особенностью «своей аудитории»: «Наши покупатели - компьютерные салоны, предлагающие ПО крупнейших мировых производителей. Эти магазины посещают серьезные люди».
Практически все сходятся в том, что объем продаж на этом рынке товара примерно 1,5 млн. долл. в месяц, причем в пиковые месяцы - 2-2,5 млн долл. а летом - не более чем 1 млн. Некоторые в пиковые месяцы оценивают рынок в 3 млн. долл. (по издательским ценам). Правда, нет возможности оценить оборот разработчиков, которые продают свои легальные коробки через пиратские каналы (а подобные действия можно предположить), образуя «серый» рынок. И скорее всего, цены там достаточно низкие, а тиражи достаточно большие.
Сам факт перехода от рынка младенческого, рынка-«первоклашки», где можно продать любой предложенный с бухты-барахты товар, к рынку, постепенно наполняющемуся, обретающему структуру, подобную мировой, приятен. Можно предположить, что отечественный рынок домашнего ПО, пройдя первую ступень развития, выходит на вторую.
Это не так уж плохо для явления, по сути, весьма молодого. Некоторые полагают, что рынок домашнего ПО, как таковой, возник в 1996 г., но большинство все же относит этот счастливый момент к 1995 г., резонно замечая, что именно тогда появились первые пираты. По подсчетам специалистов, сейчас на рынке около 100 компаний-издателей и около 1000 различных «изделий». Многие мелкие фирмы стали «компаниями одного продукта». Кроме того, стоит обратить внимание на команды, которые работают исключительно на Запад. «На поверхности» их видно около 5, но их может быть и все 50. Есть и команды, которые предлагают свои разработки, первоначально ориентированные на Запад, на российском рынке.
Гнездо кукушки
От структуры бизнеса перейдем к структуре компаний, а также групп, или гнезд компаний, обслуживающих данный рынок. Считается, что классическая схема на Западе такова: фирма-разработчик - издатель - дистрибьютор. В России же, как всегда, свои особенности, но к подобной схеме уже стараются как-то приблизиться. Так, вместо неких фирм, занимающихся «игровым ПО», - пишущим код, озвучивающим и затем пытающимся продать, пришли достаточно специализированные издательства и вездесущие реселлеры. Борис Гершуни полагает, что мы уже на пути к этой схеме и постепенно к ней придем. Но все это несколько смазано и размыто.
Есть дистрибьюторские компании, которые работают с дилерской сетью, с розницей, с салонами-магазинами. Дистрибьюторские компании часто вырастают из издательских. Сейчас есть 5-6 крупных компаний, являющихся одновременно и издателями, и дистрибьюторами. Но у всех дистрибуция - это отдельный бюджет, отдельный счет, отдельное подразделение. Так, CompuLink имеет и дистрибьюторское, и издательское подразделения, собственных разработок здесь не ведут. У «1С» имеются и отдел разработки, и издательство, и дистрибуция. Некоторые издательские фирмы издают только чужие продукты, другие - и свои собственные. Так, издательство Cominfo, ранее выпускавшее в свет диски, разработанные иными компаниями, нынче переходит к изданию лишь собственных. А работающая с ним в тесном контакте команда «Новый диск», склонная к дистрибуции, все же связана с изданием, но только чужих разработок. Впрочем, на взгляд многих, не очень важно кто разработчик, главное - издатель, а уж его задача - довести разработку до состояния «продукта» и найти, кому из дистрибьюторов его предложить. Издателю при этом все сложнее и сложнее распределять «коробки» самому, и он готов отдать весь проект на условиях эксклюзива дистрибьютору. Сейчас в 50-70% случаев дистрибьюторы работают с «купленными на корню» проектами.
Роль издателя по сути двоякая - физическая и идеологическая. Физически он работает с заводом, который изготавливает диск и кладет его в коробку; идеологически - ищет, кого бы издать, прилагает все усилия для доведения ПО «до кондиции», думает, под каким соусом и как покрасивее все это подать и кто это быстрее и выгоднее продаст. По существу, издатель - это тот, кто профинансировал разработчиков. Сейчас практически единственное издательство «в чистом виде» - это «Бука», и ее работа группой с K-D Lab над «Вангерами» - пример прямо-таки показательный. Кроме того, в данном случае издателю, профинансировавшему разработку игры, еще и удалось найти фирму (Interactive Magic), которая будет продвигать игру на мировом рынке.
«Чистых» дистрибьюторов мультимедиа на нашем рынке нет, слишком низки прибыли. Наиболее близкой к «чистым и правильным» считают компанию CPS, которая, правда, занимается в основном совсем иным ПО. Тем не менее специалисты обращают внимание, что эксклюзивная дистрибуция здесь все же имеет место, что несколько снижает ореол чистоты и правильности. Генеральный директор компании Сергей Фенев по этому поводу высказывается так: «Нужно четко понимать: производитель - тот, кто делает; издатель - тот, кто печатает; а дистрибьютор - тот, кто продает реселлерам. Дистрибьютор может быть эксклюзивным или неэксклюзивным. При этом одна и та же компания может пребывать единой в трех лицах. В случае эксклюзивной дистрибуции издатель сам уже не занимается распространением диска, а полностью (но на определенный срок) передает права другой компании». На вопрос, собирается ли его компания заняться разработкой или локализацией, Сергей Фенев ответил отрицательно, мотивировав это тем, что рынок домашнего ПО, на его взгляд, сильно сокращается, продажи падают.
Легко предположить, что лучше всего обстоит дело в больших компаниях, занимающихся и разнообразным ПО, и «железом», где возможно перераспределение денег. Часто такие компании стараются обзавестись собственным отделом разработки. Так, Лев Спанаки откровенно признается, что «с фирмами-разработчиками контактировать очень тяжело, так как они никогда не выдерживают сроков. Поэтому у многих появляется желание держать их при себе и контролировать работу. Это нюанс российского рынка. Думаю, что со временем выживут «монстры» - издатели с большой рыночной сетью, с большими оборотами».
Появились и новые лидеры в дистрибуции домашних программ. Юрий Мирошников отмечает: «Если в прошлом году мы в этом плане говорили о компаниях: «1С», CompuLink, «Амбер», «Электротех», «Софт Клаб», то в этом году появился новый сильный игрок - «Новый диск».
Политика наведения мостов
Все разговоры об обороте, летних и зимних месяцах и т. д. кончаются сетованием - «если бы не пираты...». Кстати, по некоторым мнениям, определенные российские команды очень широко используют пиратские каналы, продавая легальные диски по низким ценам с большими скидками и низкой маржой. Так, при оптовой цене 20 долл. диск могут продавать за 22 или 21 долл., поскольку у «пиратов» деньги немалые, и легальный товар они используют иной раз лишь для прикрытия, чтобы в случае чего показать его представителям властей. (Правда, Борис Гершуни полностью отрицает подобные предположения, считая, что настоящие «пираты» никогда не пойдут на реализацию столь дорогой продукции.)
Первоначально такие методы использовались для «наведения мостов» с «пиратами». Продавая им свой товар по низким ценам, компании надеялись, что их диски не станут копировать. Но сейчас, видимо, подобные соглашения уже не работают, так как на прилавках рядом лежат и легальные, и нелегальные копии. «Сейчас «пираты» стали какими-то зверями, - говорит Юрий Мирошников. - Может и потому, что сейчас несколько более активно стали действовать фирмы-разработчики ПО совместно с милицией, это разозлило пиратов и побудило к ответным действиям». Так что в определенной степени рейды нанесли вред, и наведенные было мосты были взорваны.
Рейдами, переговорами и прочими вопросами, связанными с пиратством, занимается, в частности, АБКП (Ассоциация по борьбе с компьютерным пиратством), членами которой стали многие известные российские поставщики ПО. АБКП - полномочный представитель ELSPA, крупной международной организации, которая представляет интересы западных издателей и в какой-то мере финансирует АБКП.
Работать же с компаниями «Консул» и «Русский щит», также специализирующимися на борьбе с «пиратами», не так-то просто, поскольку дело это недешевое: видео- и аудиорынок неплохо оплачивает услуги этих компаний, рынку домашнего ПО за ним не угнаться. Так что выхода из этой пиратской истории никто особенно не видит. Только Борис Гершуни относится к этому философски и полагает, что в конце концов все утрясется: с одной стороны, улучшится законодательство и появятся приличные деньги, с другой - возникнут иные интересы и легальные способы заработка, а покупатель станет опять-таки более денежным и разборчивым. Ведь утверждает же Лев Спанаки, что покупатели, приходящие в их магазины, вовсе не пугаются при виде цен и спокойно берут «коробки» по любой цене, если они их заинтересовали. Он даже употребил термин «салонный диск», т. е. нечто легальное, престижное, интересующее в первую очередь небезденежных людей.
Требуются...
Похоже, что кадровые вопросы на рынке домашнего ПО уже решены. Специалисты утверждают, что в среде разработчиков игр вполне определился круг людей, которые работают практически на все компании. (Если не считать неожиданно возникающие команды из различных регионов России.) Все знают, кого приглашать для создания рисунков, персонажей, работы с 3D и 2D, кого - для озвучивания и т.д. У создателей энциклопедий тоже свой список известных разработчиков.
Коммерческий директор компании «Софт Клаб» Андрей Давлетчин тоже не считает свою компанию чистым дистрибьютором и говорит по данному поводу: «У нас на этом рынке чистых дистрибьюторов нет. Правда, исключая CPS. Все же остальные стремятся к карьере издателей. При этом хиты - вещь наиболее опасная, связанная с какими-то обязательствами, сроками. Часто получают нормальную прибыль на «негромких проектах», на которые имеется устойчивый спрос. Наша же компания - эксклюзивный партнер западных производителей «развлекательного ПО», мы занимаемся локализацией». Кстати, Андрей Давлетчин настаивает на термине «развлекательное ПО», название «рынок мультимедиа» не кажется ему симпатичным. С российскими разработчиками «Софт Клаб» дела не имеет, правда, у нее тоже есть эксклюзивный договор с компанией «Союз».
Но есть извечная российская нужда - опытные менеджеры; как всегда, они на вес золота. Называют 10-15 фамилий. Интересно, что люди эти пока для всех тесно связаны с компанией, в которой трудятся, и их трудно представить себе на другом месте. Переходы - только в случае закрытия фирмы. Это говорит о том, пожалуй, что рынок еще только формируется, круг людей возник, но рынка специалистов еще нет.
Что же еще здесь требуется? Постоянно идут разговоры о несовершенстве проводимых выставок, но в необходимости организации специализированной выставки компьютерных игр уверены немногие. Скорее все склоняются к улучшению «Мультимедиа-Экспо», в которой не устраивает и время, и место, и цены.
Так что крутая вторая ступенька - это только трамплин на пути к верхним этажам.