Амбициозный руководитель Microsoft продвигает новую стратегию, призванную преобразовать компанию. Издательский директор CRN Роберт Фалетра встретился со Стивом Баллмером и задал ему ряд вопросов о возможном влиянии новой стратегии на бизнес поставщиков решений.
CRN: Если я правильно понял смысл программы .Net, вы готовитесь продавать услуги в области ПО. С Microsoft сотрудничают 30 тыс. поставщиков самых разных решений. Некоторые из них являются ASP-компаниями, другие нет. Как они будут участвовать в программе?
С. Б.: Во-первых, нужно понимать, что переход от ПО к услугам не может произойти мгновенно. Я не уверен, что мы сделаем это достаточно быстро, и я, откровенно говоря, не думаю, что это сможет сделать канал. Один из главных вопросов, который мы решали в ходе разработки платформы .Net, помимо собственно перехода на новую модель бизнеса,— добиться такой же гибкости при персонализации услуг и их интеграции с другими решениями, какой обладают пакеты прикладных программ. Цель усилий, которые Microsoft прилагает в области XML, — создать платформу, позволяющую осуществлять персонализацию и интеграцию услуг. Если говорить о направлениях развития канала, то, я думаю, некоторые партнеры займутся хостингом, но большинство предпочтут предоставлять услуги по персонализации ПО. Большие возможности сулит наша стратегия так называемых "объединяющих" серверов на платформе .Net. Корпорации будут располагать собственными .Net-серверами, синхронизированными с большим числом систем, что позволит применять собственную политику управления и защиты. Канал получит возможность разрабатывать такие политики для корпораций. Так что если мы все сделаем правильно, а я думаю, что так и будет, — и канал, и заказчики получат то, что им действительно нужно. В данном случае их интересы совпадают.
CRN: Вы, конечно, собираетесь и сами что-то размещать?
С. Б.: Мы собираемся размещать многие услуги сами или же привлекать для этого третьи фирмы. Но для большинства партнеров из канала это не будет основным источником добавочной стоимости. В основном они будут заниматься разработкой, интеграцией, персонализацией и инфраструктурой. Причем часть работы в области инфраструктуры, по объективным причинам, исчезнет. Весь процесс глобальной "интернетизации" свидетельствует о том, что по мере признания Интернета как платформы и все большего превращения ПО в услуги потребность в инфраструктуре будет уменьшаться. Я не думаю, что произойдет какое-то внезапное уменьшение объема работ в ИТ-бизнесе, но это означает, что нашим партнерам нужно будет повышать свою квалификацию. Если помните, когда-то высокой квалификацией в канале считалось уже то, что кто-то утвердительно отвечал на вопрос "Знаете ли вы что-нибудь о TCP/IP?" или "Вы знаете, какие протоколы нужно купить, как их настроить и заставить работать?". Сейчас этого уже не делают. И удивительное дело: бизнес не исчез.
CRN: Он только развивается. Поэтому вам, наверное, нужно будет внести изменения в вашу нынешнюю базу поставщиков решений?
С. Б.: Нам нужно, чтобы наши партнеры развивались. Я опять повторю, революционных изменений не произойдет ни в этом, ни в следующем году... Не стану утверждать, что их не произойдет никогда. Но я не хочу волновать наших партнеров, и в том, что я говорю, нет и намека на то, что они не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Сейчас очень много работы. Тем не менее нам нужно разработать соответствующую обстановке стратегию, которая со временем поможет партнерам повысить квалификацию в новых направлениях.
CRN: Итак, чем же поставщики решений должны заниматься сейчас?
С. Б.: Я изучал бы XML. Партнерам следует внимательно следить за ситуацией. Ответ на ваш вопрос может быть таков: им надо научиться лучше разбираться в стратегии и понять, что XML будет основным направлением. С учетом того что Visual Studio.Net уже есть на рынке, а Biz Talk и некоторые другие инструменты на базе XML появятся в течение полугода или года, я бы посоветовал заняться разработкой новой модели еще до того, как появится полная платформа .Net для услуг.
CRN: Будут ли они иметь в новых условиях ту же маржу, что и сейчас?
С. Б.: Я не вижу никаких причин для того, чтобы это как-то повлияло на маржу.
CRN: Какие инвестиции должна сделать Microsoft, чтобы все это реализовать?
С. Б.: Точно я не смогу сказать, но думаю, что все, что мы делаем, способствует развитию .Net. Я мог бы сказать вам, что в этом году этим занимаются 700 или 1000, или 5 тыс. человек. Но в команде Visual Studio спрашивают "Как мы будем делать Visual Studio.Net?". В команде Office интересуются: "Как мы будем делать Office.Net?". Команда Windows тоже задается вопросом: "Как мы будем делать Windows.Net?". Так что учесть все инвестиции непросто.
CRN: Станет ли ваше совместное с Andersen Consulting предприятие Avanade похожим на IBM Global Services?
С. Б.: Если соединить Andersen Consulting и Avanade, то да. Я имею в виду, что IBM Global Services реально обладает высокой квалификацией по обоим этим направлениям. Поэтому IBM Global Services может выполнять крупные проекты. У нас много прекрасных партнеров, но если речь идет о переделке системы сбора налогов правительства Австралии или других проектах подобного масштаба, то существует не так много людей, на которых в этом можно положиться и которые имеют необходимый для осуществления такого проекта уровень и опыт. Именно поэтому я думаю, что партнерство между Andersen Consulting и Avanade очень важно.
CRN: Какая часть ПО будет, по вашему мнению, через пять лет приобретаться и какая предоставляться в виде услуг через Интернет?
С. Б.: Я убежден, что в виде услуг будет распространяться по-прежнему только 25-30%. Но если это случится раньше, мы будем счастливы. У меня такое ощущение, что многое из того, что сейчас происходит, будет развиваться, развиваться, и вдруг бац — и шайба в воротах.
CRN: Вы удовлетворены объемом продаж серверов Windows 2000?
С. Б.: Сейчас у нас хорошие продажи и не могу сказать, что перспективы в области серверов меня огорчают. Объемы продаж наших Windows-серверов растут. Нам предстоит еще много потрудиться, но, я думаю, все будет хорошо.
CRN: Что вы можете сказать о настольных системах?
С. Б.: Настольные системы не могут развиваться так, как Windows 95. И люди должны это запомнить. Мы все время говорим пользователям: "Вы этого не получите. Продукт еще не готов для потребительского рынка". Поэтому ПО нельзя продавать на потребительском рынке, а также рекламировать по ТВ. А если вы не можете рекламировать по телевидению, то сам продукт быстро не пробьет себе дорогу на рынок. Подобно серверному ПО, новая программа будет продвигаться медленно, а не быстро.
CRN: Вернемся к серверам. Вам необходим выпуск других серверных продуктов, прежде чем вы начнете настоящее продвижение?
С. Б.: Нет, реальное продвижение мы можем наблюдать уже сейчас. Однако я доволен не всем. Выпуск Exchange 2000 отложен, но, как я говорил команде разработчиков Exchange, меня больше бы огорчил выпуск "сырого" продукта. Мы не будем предлагать эту систему до тех пор, пока она не будет установлена в самой Microsoft и мы не убедимся в ее полной готовности и абсолютной надежности доставки почты. Пока этого еще нет. Но разработчики делают все возможное.
CRN: Что вас беспокоит больше всего? Не будем говорить о судебном процессе. Что мешает спать спокойно?
С. Б.: Может быть, проблема "номер один" для меня — AOL. Вы можете спросить: "Почему AOL, а не какой-нибудь другой конкурент?" Дело в том, что AOL — наш самый серьезный конкурент на потребительском рынке. У них не слишком сильные позиции на внешних рынках, и это затрудняет им конкуренцию за рубежом. Они объявили о сделке с Real Networks, которая непременно состоится. Мы добились реальных успехов. В области MSN за последний год мы добились большего прогресса, чем они. Но нам нужно по-прежнему проводить жесткую политику и сделать все возможное, чтобы создать соответствующие условия специалистам, которые разрабатывают наши замечательные продукты. Этой работе мы отводим особое место. Я мог бы продолжать и дальше. Как вы знаете, есть еще Linux, а с бесплатным ПО конкурировать всегда трудно. Все сражения на рынке мы вели как компания, предлагающая более дешевое ПО. Это единственный случай, когда наши цены выше.
CRN: Как вы прокомментируете заявления тех аналитиков, которые утверждают, что Microsoft не сможет поддерживать высокий уровень роста?
С. Б.: Конечно, я с такими оценками не соглашусь. Можем мы согласиться с тем, что General Electric прекрасная компания? Их доходы растут на 15% в год. Сейчас, как я заметил, они выходят на уровень 20% чистой прибыли в год. Но в какой-то момент времени вы становитесь слишком большими. Закон больших чисел не благоприятствует высокому процентному росту. Аналитики полагали, что мы закончим финансовый год с оборотом в 22 или 23 млрд. долл. Что означает рост 15% в следующем году? Это означает прирост 3,5—4 млрд. долл. Это половина стоимости Oracle. Это больше чем все доходы Oracle от продаж баз данных.