При подготовке данной статьи были использованы только официально опубликованные данные

Считать деньги в чужом кармане не принято, это дурной тон. А мы, россияне, как известно, крайне щепетильны. И мы очень не любим, когда кто-то — к примеру, налоговая инспекция — допускает подобную бестактность по отношению к нам. Вот почему российские компьютерные компании, как правило, не публикуют свои финансовые результаты. Толстокожие американцы, которые с легким сердцем распахивают бумажники на страницах налоговых деклараций, к подобным вещам относятся как-то легче... Но когда американские компании публикуют результаты своей работы в России, это вызывает определенное недоумение отечественной аудитории, которой даже приходится объяснять — а, собственно, зачем?

«Почему мы сегодня объявляем эти данные? — говорила Ольга Дергунова, глава представительства корпорации Microsoft в России и странах СНГ, 22 сентября 1999 года, докладывая о результатах 1999-го финансового года Microsoft. — Этого требует сегодняшний уровень развития рынка, и Microsoft серьезно относится к своей роли лидера на рынке». Правда, собственно цифра тогда так и не была названа, было объявлено лишь о снижении продаж на 38% по сравнению с 1998-м финансовым годом... Впрочем, к цифрам, характеризующим деятельность представительства, мы вернемся чуть ниже.

А корпорация Microsoft объявляет о своих финансовых результатах, начиная с 1985-м финансового года — года акционирования компании. Вот данные об обороте Microsoft, которые любой желающий может получить на Web-узле корпорации:

Динамика оборота корпорации
Фин. год Оборот (млн. долл.)
1985 140
1986 198
1987 346
1988 591
1989 805
1990 1186
1991 1847
1992 2777
1993 3786
1994 4714
1995 6075
1996 9050
1997 11 936
1998 15 262
1999 19 747
2000 22 956

В 2000-м финансовом году — т.е. с 1 июля 1999 г. по 30 июня 2000 г. — оборот Microsoft составил почти 23 млрд. долл., не изменив своей тенденции к росту.

Цифры, бесспорно, впечатляют. Правда, есть одна деталь — в период с 1986 по 1999 г. рост оборота Microsoft составлял от 24,51 до 74,75%, в среднем 46,5%, и только один раз он был меньше 25% — в 1994-м финансовом году. В том самом году, когда никак не могла выйти Windows 95, а реально корпорация прилагала титанические усилия к выходу на сетевой рынок и была сосредоточена на продвижении Windows NT и платформы BackOffice, что поначалу давалось с трудом.

А в 2000-м финансовом году рост оборота составил всего 16,25% — самый маленький рост за весь «отчетный период»! Почему?

К сожалению, в открытом доступе имеются данные по структуре продаж Microsift только за последние четыре финансовых года:

Динамика оборота корпорации по секторам
Фин. год Оборот сектора Windows Platforms (млн. долл.) Оборот сектора Productivity Applications and Developer (млн. долл.) Оборот сектора Consumer and Other (млн. долл.)
1997 4917 5615 1404
1998 6279 7041 1942
1999 8504 8816 2427
2000 9380 10 467 3109

Windows Platform — это операционные системы и серверы. Productivity Applications and Developer — семейство Office и (чуть не написал «и прочие») средства разработки. Consumer and Other — это Bookshelf, Flight Simulator, плюшевый Барни и т.п.

И сразу все становится понятно. Оборот Windows Platform в 2000-м финансовом году вырос всего на 9,34% — а в 1998- и 1999-м финансовые годы он рос на 21,69 и 26,16% соответственно. И вообще оборот по секторам обычно рос больше, чем на 20%. А тут — всего 9 с десятыми...

Осмелюсь предположить, что проблема здесь — в появлении Windows 2000. И дело вовсе не в качестве этой операционной системы — упаси Боже! Здесь мы имеем не только стандартный эффект появления новой платформы (старую уже не покупают, а новую... еще не покупают). Windows 2000 как сетевая платформа стала настолько большим шагом вперед (не только в рекламных заявлениях Microsoft), что рынок задумался — а не чересчур ли? Не рановато ли? А тут еще хор аналитиков: «Массовый переход на Windows 2000 начнется не раньше осени-зимы 2000 г.». Кому же охота идти в первых рядах?

Что-то подобное было и в 1994-м...

А теперь вернемся к достижениям Microsoft в России и странах СНГ. Вот опубликованные данные об обороте и росте продаж представительства Microsoft (напоминаю о том, что представительство было образовано зимой 1992 года — т.е. уже в течение 1993-го финансового года Microsoft):

Динамика оборота представительства и рост продаж
Фин. год Оборот, млн. долл. Рост продаж, %
1994
1995 12,06 131
1996 13,85 14,84
1997 26,21 89,24
1998 37,00 41,17
1999 -38

Кое-каких цифр, как видите, не хватает, но в колонке «Рост продаж» есть подсказка в виде значений, округленных до целых процентов... Оборот за 1994-й финансовый год, таким образом, можно принять равным примерно 5,2 млн. долл., а оборот за 1999-й — 23 млн.

1994-й финансовый год был годом продаж русских версий Windows 3.1, Word 2.0, Excel 5.0. В 1995?м вышли русские Windows для рабочих групп и Office 4.2/4.3. 1996-й финансовый год памятен появлением русских версий эпохальных продуктов — Windows 95 и Office 95, а также тем, что он был фактически провальным — не по вине представительства, а по вине очередного кризиса.

1998-й финансовый год для представительства Microsoft был годом программы «32!» и финансового рекорда. А потом опять кризис.

Причины падения оборота не только представительства Microsoft, но и всего отечественного компьютерного рынка в 1999-м финансовом году (реально ниже уровня 1997-го финансового года) хорошо известны, год назад они были названы Ольгой Дергуновой: падение поставок новых компьютеров в два раза, падение спроса на ИТ-товары и услуги в сентябре-ноябре 1999 г. с последующим замедлением спроса, высокие риски при проведении финансовых расчетов, сокращение ИТ-персонала и рост пиратского рынка (до 92%, по данным BSA). Так что обвинить представительство в том, что оно плохо работало, трудно — оборот упал даже не в два раза, а всего на 38%. Интереснее другое: как эволюционировала структура продаж представительства? Все данные открыты, вот они в том виде, в котором вы можете увидеть их на http://www.microsoft.com/rus/press/fy_results.htm (опять-таки в целых процентах):

Динамика оборота представительства по секторам, %
1995 1996 1997 1998 1999
Средства разработки 11 7 5 4 4
Настольные ОС 21 44 43 48 50
Серверы и серверные приложения 9
Приложения 55 44 41 44 46
Другое 4 5 11 4 0

Здесь мы сразу видим массу интересного. Если еще раз обратиться к диаграмме динамики оборота корпорации по секторам, можно заметить, что при благоприятной обстановке среднее соотношение между секторами Windows Platform, Productivity Applications and Developer и Consumer and Other составляет 42:45:13. Из последней диаграммы видно, что к этому соотношению структура продаж Microsoft в России и странах СНГ вплотную подошла в самом благополучном 1997-м финансовом году (41:46:11). После чего ИТ-рынок обвалился, а его домашний сегмент попросту исчез.

Глядя на последнюю диаграмму, легко сделать вывод, что структура продаж представительства в течение последних четырех лет оставалась стабильной — примерно поровну платформ и «офисов»... а мультимедиа-продуктов и так мало продавалось, теперь они совсем не продаются — только и всего... Разумеется, в докладе об итогах 1999-го финансового года представительства примерно это и было сказано, и проиллюстрировано.

На этой схеме изображен, как вы видите, рост ДОЛЕЙ секторов Windows Platform и Productivity Applications ЗА СЧЕТ сектора Consumer and Other, и все это комментируется следующими тезисами: «Структура продаж стабильна. Рост категорий «ОС и Серверы» и «Настольные Приложения», несмотря на кризис»!

А теперь взгляните на подлинную динамику изменения доли оборота представительства по секторам — в процентах от соответствующих оборотов Microsoft Corporation.

При нормальном положении вещей картина должна быть примерно такая, какая была в 1997-м финансовом году — три колонки Windows Platform, Productivity Applications and Developer и Consumer and Other почти равной высоты. А видя, как колонка Consumer and Other «запала» в 1998-м финансовом году и исчезла в 1999-м, сделаем поправку — мультимедиа от Microsoft везде продается, а у нас — нет.

А вот платформы и приложения Microsoft стремятся к паритету — в течение двух лет их продается поровну, т.е. почти так же, как и во всем мире. Увидим ли мы ту же тенденцию в итогах 2000-го финансового года?

Еще одна деталь, говоря о том, что продажи представительства Microsoft в 1999-м финансовом году остались на уровне 1997-го финансового года (как было сказано на прошлогодней презентации финансовых итогов), нельзя забывать о том, что в 1997?м продажи составляли 0,22% объема продаж корпорации, а в 1999?м — только 0,12%, даже меньше чем в кризисном 1996?м... Стала ли доля представительства Microsoft по России и СНГ более впечатляющей?

И самый интересный вопрос — какими же будут цифры?

Один раз, в 1996?м, представительство уже выходило из кризиса. Выходило красиво, с самой впечатляющей динамикой за всю свою историю, показав самую правильную (как мы уже видели) структуру продаж. Так что сомнений в удачном исходе 2000-го финансового года нет. Но мы не проводили опроса партнеров Microsoft на предмет их объемов по Microsoft на период с 1 июля по 30 июня. Мы можем лишь аппроксимировать — вопрос в том, какие показатели взять за базовые и какой вооружиться динамикой.

Базовые — это, конечно же, показатели 1999-го финансового года. То есть 11,5 млн. долл. в секторе платформ, столько же в секторе приложений и «ноль» в секторе мультимедиа — ведь бизнес не берется ниоткуда.

Динамику лучше все-таки считать по рыночным показателям. Сотрудники Microsoft любезно помогли нам, напомнив о том, что к концу 1998-го календарного года представительство имело около 100 сертифицированных партнеров уровня Microsoft Certified Solution Provider (MCSP), к концу 1999?го календарного — 120, а к концу 2000-го финансового года их было уже почти 170. Из чего следует, что в течение 2000-го финансового года число MCSP (а для того чтобы стать MCSP, компания должна удовлетворять достаточно жестким условиям, в которые входит требование к минимальной доле оборота компании, приходящейся на поставки ПО Microsoft (http://www.microsoft.com/rus/mcsp/requirements.html)) выросло на 50-70%. Этой информации недостаточно, но это лучше, чем ничего.

Еще один фактор, который нельзя не учитывать, — уже упомянутый «синдром Windows 2000», который в 2000-м финансовом году снизил темпы роста сектора Windows Platform более чем вдвое, а если сравнивать с темпами роста сектора приложений, то более чем в полтора раза.

А теперь — прогноз.

Я полагаю, что оборот представительства Microsoft в России и странах СНГ за 2000-й финансовый год составил 31—36 млн. долл. (14—16 млн. долл. в сегменте Platform и 17—20 млн. долл. в сегменте Applications), что не превышает 0,14—0,15% общего оборота корпорации Microsoft и показывает динамику роста оборота представительства 35—55% по сравнению с 1999-м финансовым годом.

К моменту выхода этого номера CRN/RE вы уже будете знать, прав я или нет.