При подготовке данной статьи были использованы только официально опубликованные данные
Считать деньги в чужом кармане не принято, это дурной тон. А мы, россияне, как известно, крайне щепетильны. И мы очень не любим, когда кто-то — к примеру, налоговая инспекция — допускает подобную бестактность по отношению к нам. Вот почему российские компьютерные компании, как правило, не публикуют свои финансовые результаты. Толстокожие американцы, которые с легким сердцем распахивают бумажники на страницах налоговых деклараций, к подобным вещам относятся как-то легче... Но когда американские компании публикуют результаты своей работы в России, это вызывает определенное недоумение отечественной аудитории, которой даже приходится объяснять — а, собственно, зачем?
«Почему мы сегодня объявляем эти данные? — говорила Ольга Дергунова, глава представительства корпорации Microsoft в России и странах СНГ, 22 сентября 1999 года, докладывая о результатах 1999-го финансового года Microsoft. — Этого требует сегодняшний уровень развития рынка, и Microsoft серьезно относится к своей роли лидера на рынке». Правда, собственно цифра тогда так и не была названа, было объявлено лишь о снижении продаж на 38% по сравнению с 1998-м финансовым годом... Впрочем, к цифрам, характеризующим деятельность представительства, мы вернемся чуть ниже.
А корпорация Microsoft объявляет о своих финансовых результатах, начиная с 1985-м финансового года — года акционирования компании. Вот данные об обороте Microsoft, которые любой желающий может получить на Web-узле корпорации:
Динамика оборота корпорации
Фин. год | Оборот (млн. долл.) |
1985 | 140 |
1986 | 198 |
1987 | 346 |
1988 | 591 |
1989 | 805 |
1990 | 1186 |
1991 | 1847 |
1992 | 2777 |
1993 | 3786 |
1994 | 4714 |
1995 | 6075 |
1996 | 9050 |
1997 | 11 936 |
1998 | 15 262 |
1999 | 19 747 |
2000 | 22 956 |
В 2000-м финансовом году — т.е. с 1 июля 1999 г. по 30 июня 2000 г. — оборот Microsoft составил почти 23 млрд. долл., не изменив своей тенденции к росту.
Цифры, бесспорно, впечатляют. Правда, есть одна деталь — в период с 1986 по 1999 г. рост оборота Microsoft составлял от 24,51 до 74,75%, в среднем 46,5%, и только один раз он был меньше 25% — в 1994-м финансовом году. В том самом году, когда никак не могла выйти Windows 95, а реально корпорация прилагала титанические усилия к выходу на сетевой рынок и была сосредоточена на продвижении Windows NT и платформы BackOffice, что поначалу давалось с трудом.
А в 2000-м финансовом году рост оборота составил всего 16,25% — самый маленький рост за весь «отчетный период»! Почему?
К сожалению, в открытом доступе имеются данные по структуре продаж Microsift только за последние четыре финансовых года:
Динамика оборота корпорации по секторам
Фин. год | Оборот сектора Windows Platforms (млн. долл.) | Оборот сектора Productivity Applications and Developer (млн. долл.) | Оборот сектора Consumer and Other (млн. долл.) |
1997 | 4917 | 5615 | 1404 |
1998 | 6279 | 7041 | 1942 |
1999 | 8504 | 8816 | 2427 |
2000 | 9380 | 10 467 | 3109 |
Windows Platform — это операционные системы и серверы. Productivity Applications and Developer — семейство Office и (чуть не написал «и прочие») средства разработки. Consumer and Other — это Bookshelf, Flight Simulator, плюшевый Барни и т.п.
И сразу все становится понятно. Оборот Windows Platform в 2000-м финансовом году вырос всего на 9,34% — а в 1998- и 1999-м финансовые годы он рос на 21,69 и 26,16% соответственно. И вообще оборот по секторам обычно рос больше, чем на 20%. А тут — всего 9 с десятыми...
Осмелюсь предположить, что проблема здесь — в появлении Windows 2000. И дело вовсе не в качестве этой операционной системы — упаси Боже! Здесь мы имеем не только стандартный эффект появления новой платформы (старую уже не покупают, а новую... еще не покупают). Windows 2000 как сетевая платформа стала настолько большим шагом вперед (не только в рекламных заявлениях Microsoft), что рынок задумался — а не чересчур ли? Не рановато ли? А тут еще хор аналитиков: «Массовый переход на Windows 2000 начнется не раньше осени-зимы 2000 г.». Кому же охота идти в первых рядах?
Что-то подобное было и в 1994-м...
А теперь вернемся к достижениям Microsoft в России и странах СНГ. Вот опубликованные данные об обороте и росте продаж представительства Microsoft (напоминаю о том, что представительство было образовано зимой 1992 года — т.е. уже в течение 1993-го финансового года Microsoft):
Динамика оборота представительства и рост продаж
Фин. год | Оборот, млн. долл. | Рост продаж, % |
1994 | ||
1995 | 12,06 | 131 |
1996 | 13,85 | 14,84 |
1997 | 26,21 | 89,24 |
1998 | 37,00 | 41,17 |
1999 | -38 |
Кое-каких цифр, как видите, не хватает, но в колонке «Рост продаж» есть подсказка в виде значений, округленных до целых процентов... Оборот за 1994-й финансовый год, таким образом, можно принять равным примерно 5,2 млн. долл., а оборот за 1999-й — 23 млн.
1994-й финансовый год был годом продаж русских версий Windows 3.1, Word 2.0, Excel 5.0. В 1995?м вышли русские Windows для рабочих групп и Office 4.2/4.3. 1996-й финансовый год памятен появлением русских версий эпохальных продуктов — Windows 95 и Office 95, а также тем, что он был фактически провальным — не по вине представительства, а по вине очередного кризиса.
1998-й финансовый год для представительства Microsoft был годом программы «32!» и финансового рекорда. А потом опять кризис.
Причины падения оборота не только представительства Microsoft, но и всего отечественного компьютерного рынка в 1999-м финансовом году (реально ниже уровня 1997-го финансового года) хорошо известны, год назад они были названы Ольгой Дергуновой: падение поставок новых компьютеров в два раза, падение спроса на ИТ-товары и услуги в сентябре-ноябре 1999 г. с последующим замедлением спроса, высокие риски при проведении финансовых расчетов, сокращение ИТ-персонала и рост пиратского рынка (до 92%, по данным BSA). Так что обвинить представительство в том, что оно плохо работало, трудно — оборот упал даже не в два раза, а всего на 38%. Интереснее другое: как эволюционировала структура продаж представительства? Все данные открыты, вот они в том виде, в котором вы можете увидеть их на http://www.microsoft.com/rus/press/fy_results.htm (опять-таки в целых процентах):
Динамика оборота представительства по секторам, %
1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | |
Средства разработки | 11 | 7 | 5 | 4 | 4 |
Настольные ОС | 21 | 44 | 43 | 48 | 50 |
Серверы и серверные приложения | 9 | ||||
Приложения | 55 | 44 | 41 | 44 | 46 |
Другое | 4 | 5 | 11 | 4 | 0 |
Здесь мы сразу видим массу интересного. Если еще раз обратиться к диаграмме динамики оборота корпорации по секторам, можно заметить, что при благоприятной обстановке среднее соотношение между секторами Windows Platform, Productivity Applications and Developer и Consumer and Other составляет 42:45:13. Из последней диаграммы видно, что к этому соотношению структура продаж Microsoft в России и странах СНГ вплотную подошла в самом благополучном 1997-м финансовом году (41:46:11). После чего ИТ-рынок обвалился, а его домашний сегмент попросту исчез.
Глядя на последнюю диаграмму, легко сделать вывод, что структура продаж представительства в течение последних четырех лет оставалась стабильной — примерно поровну платформ и «офисов»... а мультимедиа-продуктов и так мало продавалось, теперь они совсем не продаются — только и всего... Разумеется, в докладе об итогах 1999-го финансового года представительства примерно это и было сказано, и проиллюстрировано.
На этой схеме изображен, как вы видите, рост ДОЛЕЙ секторов Windows Platform и Productivity Applications ЗА СЧЕТ сектора Consumer and Other, и все это комментируется следующими тезисами: «Структура продаж стабильна. Рост категорий «ОС и Серверы» и «Настольные Приложения», несмотря на кризис»!
А теперь взгляните на подлинную динамику изменения доли оборота представительства по секторам — в процентах от соответствующих оборотов Microsoft Corporation.
При нормальном положении вещей картина должна быть примерно такая, какая была в 1997-м финансовом году — три колонки Windows Platform, Productivity Applications and Developer и Consumer and Other почти равной высоты. А видя, как колонка Consumer and Other «запала» в 1998-м финансовом году и исчезла в 1999-м, сделаем поправку — мультимедиа от Microsoft везде продается, а у нас — нет.
А вот платформы и приложения Microsoft стремятся к паритету — в течение двух лет их продается поровну, т.е. почти так же, как и во всем мире. Увидим ли мы ту же тенденцию в итогах 2000-го финансового года?
Еще одна деталь, говоря о том, что продажи представительства Microsoft в 1999-м финансовом году остались на уровне 1997-го финансового года (как было сказано на прошлогодней презентации финансовых итогов), нельзя забывать о том, что в 1997?м продажи составляли 0,22% объема продаж корпорации, а в 1999?м — только 0,12%, даже меньше чем в кризисном 1996?м... Стала ли доля представительства Microsoft по России и СНГ более впечатляющей?
И самый интересный вопрос — какими же будут цифры?
Один раз, в 1996?м, представительство уже выходило из кризиса. Выходило красиво, с самой впечатляющей динамикой за всю свою историю, показав самую правильную (как мы уже видели) структуру продаж. Так что сомнений в удачном исходе 2000-го финансового года нет. Но мы не проводили опроса партнеров Microsoft на предмет их объемов по Microsoft на период с 1 июля по 30 июня. Мы можем лишь аппроксимировать — вопрос в том, какие показатели взять за базовые и какой вооружиться динамикой.
Базовые — это, конечно же, показатели 1999-го финансового года. То есть 11,5 млн. долл. в секторе платформ, столько же в секторе приложений и «ноль» в секторе мультимедиа — ведь бизнес не берется ниоткуда.
Динамику лучше все-таки считать по рыночным показателям. Сотрудники Microsoft любезно помогли нам, напомнив о том, что к концу 1998-го календарного года представительство имело около 100 сертифицированных партнеров уровня Microsoft Certified Solution Provider (MCSP), к концу 1999?го календарного — 120, а к концу 2000-го финансового года их было уже почти 170. Из чего следует, что в течение 2000-го финансового года число MCSP (а для того чтобы стать MCSP, компания должна удовлетворять достаточно жестким условиям, в которые входит требование к минимальной доле оборота компании, приходящейся на поставки ПО Microsoft (http://www.microsoft.com/rus/mcsp/requirements.html)) выросло на 50-70%. Этой информации недостаточно, но это лучше, чем ничего.
Еще один фактор, который нельзя не учитывать, — уже упомянутый «синдром Windows 2000», который в 2000-м финансовом году снизил темпы роста сектора Windows Platform более чем вдвое, а если сравнивать с темпами роста сектора приложений, то более чем в полтора раза.
А теперь — прогноз.
Я полагаю, что оборот представительства Microsoft в России и странах СНГ за 2000-й финансовый год составил 31—36 млн. долл. (14—16 млн. долл. в сегменте Platform и 17—20 млн. долл. в сегменте Applications), что не превышает 0,14—0,15% общего оборота корпорации Microsoft и показывает динамику роста оборота представительства 35—55% по сравнению с 1999-м финансовым годом.
К моменту выхода этого номера CRN/RE вы уже будете знать, прав я или нет.