iPAQ: все по домам
15 августа фирма Compaq выпустила на рынок целое семейство новых... не то чтобы совсем компьютеров, а скорее "информационных устройств" - того, что сегодня принято называть непереводимым словом appliances. Вообще-то подобными устройствами сегодня никого не удивишь, их уже производят (или объявляют о своих намерениях в этой области) многие компании самых разных возраста, веса, специализации. Компьютерные вендоры - в том числе. Но, во-первых, данное событие знаменует собой начало видимой фазы трансформации крупнейшего в мире производителя персональных компьютеров в производителя appliances, а во-вторых оно показывает, что среди компьютерных вендоров Compaq, пожалуй, на сегодня вышел в лидеры движения, которое принято называть "PostPC" или "Beyond PC", причем двинулся он достаточно широким фронтом, занимая позиции на нескольких ключевых направлениях.
В январе, анализируя на страницах PC Magazine/RE PostPC-тенденции, мы уже говорили, что таким фирмам, как IBM и HP, с их давней историей и диверсифицированным бизнесом, фирмам, сумевшим в свое время уцелеть при прошлой "смене формаций" - переходе от эпохи мейнфреймов и мини-ЭВМ к ПК (а ведь скольких славных имен мы тогда недосчитались!), легче будет пережить переход к эпохе PostPC, чем, скажем, Compaq, Dell или Gateway. Последние сами - порождения эры PC, практически ничем, кроме сборки "ящиков" (руководствуясь ежегодными опорными архитектурами Intel-Microsoft), не занимались, а их собственные R&D бюджеты относительно малы. И потому логично было бы ожидать от фирм этого ряда решительных и неожиданных шагов, направленных на перестройку бизнеса в соответствии с новыми реалиями.
Перемены в Compaq начались в апреле прошлого года, когда был отправлен в отставку тогдашний глава компании Экхард Пфайффер; среди основных претензий к нему было то, что он уделял недостаточно внимания направлениям "beyond PC". Занявший в июне его место Майкл Капеллас (кстати, работавший до прихода в 1998 г. в Compaq в корпорации Oracle) учел эту критику и начал перестройку с места в карьер. Уже в ноябре на Comdex фирма представила разработанный в рекордно короткий срок (три месяца!) iPAQ Desktop - маленький и стильный компьютер с доступом в Интернет, фактически реализующий классическую концепцию "сетевого компьютера" (NC) Ларри Эллисона, с "эллисоновской" же ценой 499 долл. iPAQ изначально предназначался для корпоративного применения (хотя на деле область использования оказалась несколько шире; к примеру, фирма Stay Connect, специализирующаяся на оборудовании компьютерами и средствами доступа в Сеть гостиничных номеров, планирует установить iPAQ в нескольких десятках тысяч номеров). И хотя iPAQ далеко до "рифмующихся" с ним iMac, которых за первый год было продано более 2 млн. штук, цифра 100 тыс. за восемь месяцев тоже достаточно убедительна.
Представители Compaq называли iPAQ первым в новой категории продуктов - e-tronics. Вице-президент компании и глава ее Consumer Group Майк Ларссон заявил тогда, что устройства этого семейства будут продвигаться только в связке с соответствующим коммуникационным или Интернет-сервисом - и ни одно новое устройство не будет выпущено на рынок, пока не будет найден партнер, обеспечивающий такие услуги для его будущих владельцев. По оценке Ларссона, фирмы, рассчитывающие извлекать прибыли только из продажи "железа", обречены - доходы будут приносить Web-сайты, услуги, а не устройства. "В будущем настанет момент, когда прибыльность нашей компании не будет зависеть от hardware. Для нас это совершенно ясно", - сказал Ларссон. Утверждалось, что уже в следующем году на долю новой категории придется 15% доходов фирмы, а спустя еще год - 60%!
Следующий шажок Compaq сделала в апреле 2000 г., представив iPAQ PocketPC. Этот карманный компьютер за 499 долл. на процессоре StrongARM построен по спецификациям Microsoft PocketPC, оснащен полным набором программ "карманного Office", дополнительными утилитами Compaq и стандартно соединяется с внешним миром посредством USB. Его особенность - блоки расширения для PC Card (149 долл.) или Compact Flash (39 долл.), куда можно вставлять карточки, обеспечивающие беспроводную связь по IEEE 802.11b HR, CDPD, модем, дополнительную память; в разработке находятся карты Bluetooth и глобального позиционирования (GPS). iPAQ PocketPC уже успел получить награду Ziff-Davis на выставке PC Expo. Как и первый - настольный - iPAQ, карманный также позиционировался фирмой в основном для корпоративных применений (хотя он и снабжен аудиовыходом для прослушивания файлов MP3).
Теперь, после августовского объявления семейства новых iPAQ-устройств, Compaq выдвинулся и на формирующийся рынок домашних appliances, причем ясно продемонстрировав серьезность намерений. Compaq будет выпускать: Интернет-пейджеры, домашние Интернет-appliances (в стиле Netpliance iOpener), шлюзы-концентраторы с встроенным брандмауэром для доступа в Интернет из домашней сети и даже мультиформатные цифровые аудиоплейеры! (см. врезку) Но и это, видимо, еще не все: прошлой осенью в списке "э-троники" упоминались также вебпланшетки и сотовые телефоны с доступом в Интернет. Отметим кстати, что термин e-tronics больше не встречается в речах представителей Compaq - возможно, потому что имя iPAQ стало теперь брэнд-наименованием всего направления.
По сегодняшним оценкам, к концу года это направление должно принести компании 1 млрд. долл. Причем это уже не только доходы от продажи устройств - происходит переход к новым сервис-ориентированным бизнес-моделям и появляются новые, растянутые во времени потоки доходов, следующие за событием продажи.
iPAQ Home Internet Appliance - это тот самый Clipper, о котором много говорили еще в прошлом ноябре как о "совместной разработке Compaq и Microsoft", первом устройстве по представленной тогда Гейтсом на Comdex спецификации Microsoft MSN Web Companion.
Clipper напоминает выпущенный полугодом раньше iOpener фирмы Netpliance. Это all-in-one компьютер с 10-дюйм цветным ЖК-экраном (800х600), встроенным 56K-модемом, четырьмя портами USB и беспроводной клавиатурой, без диска, работает под Windows CE; цена - 599 долл. USB-мышь, принтер (специально сконфигурированный Epson 740) и стереоколонки - факультативно, за отдельную плату. Устройство уже успело завоевать приз Silver IDEA 2000 Design Award. Наружу из него выходят лишь два провода - телефонный и шнур питания (в точности как предсказывал Эллисон - "один для битов, один для электронов"). Доступ в Интернет (к MSN) обеспечивается нажатием одной кнопки, а там "на расстоянии одного щелчка" - службы MSN (Hotmail, eShop, Search, Messenger). Управляющее ПО обновляется автоматически из Сети. Покупатели, подписывающиеся при покупке на услуги MSN Internet Access сроком на три года (21,95 долл./мес), получают компенсацию в 400 долл. Устройства будут поставляться через розничные сети, напрямую через сайт или "горячую линию" Compaq, а также через киоски Compaq в 10 тыс. розничных магазинах.
Следует отметить также, что предусмотрен и другой вариант конфигурации этого iPAQ. В Compaq с самого начала при разговоре о Clipper не слишком акцентировали внимание на альянсе с Гейтсом, появлялись сведения о том, что одновременно ведутся переговоры и с компанией Жана-Луи Гассе, Be, о поставках Clipper с ее ПО. И действительно, спустя день после объявления iPAQ Home Internet Appliance, 16 августа, вышел совместный пресс-релиз Be и Compaq о поставках этого устройства c BeIA - новой программной платформой Be для Интернет-appliances, требующей менее 7 Мбайт памяти при полном наборе функций (в том числе браузер от Opera Software, RealPlayer, PersonalJava, Flash) и полностью настраиваемом пользовательском интерфейсе. Компании собираются предлагать такой комплект своим партнерам - Интернет-провайдерам, фирмам электронной коммерции и финансов, чтобы те могли строить свои службы на основе этих недорогих терминалов. При этом модель получения терминала пользователями той или иной службы (покупка, аренда, бесплатная установка) будет определяться уже фирмой-партнером (кстати, имя "iPAQ Home Internet Appliance" в пресс-релизе Be и Compaq ни разу не упоминается, составители обходятся эвфемизмами типа "Compaq's new elegant Internet appliance" - из чего можно сделать вывод, что фирмы-провайдеры смогут устанавливать терминалы и под собственными брэнд-именами).
Упомянем, что раньше чем Compaq, в июне, свою версию Web Companion предъявила публике компания eMachines, но ее поставки начнутся позже.
iPAQ Connection Point - шлюз/концентратор Интернета для домашней сети, обеспечивающий различным домашним Интернет-устройствам проводный или беспроводный доступ к Интернет-соединению (широкополосному или коммутируемому), проводную или беспроводную связь с прочими домашними устройствами, а также обеспеченные в партнерстве с фирмой WatchGuard Technology функции брандмауэра и фильтрации контента. Connection Point поддерживает следующие варианты домашней сети: беспроводную HomeRF, HPNA 2.0 (10 Мбит/с по домашней телефонной проводке), 10/100 Ethernet, или любую их комбинацию. Цена устройства - 499 долл.; оно тоже будет доступно через розничные и прямые продажи.
По словам Майка Ларссона, Connection Point открывает дорогу появлению целого класса новых простых домашних устройств, постоянно подключенных к Сети через широкополосное кабельное или DSL-соединение и связанных между собой. Интересно, однако, отметить, что пользователь iPAQ Pocket PC (разработанного в Compaq Commerciial Products Group) не сможет воспользоваться услугами iPAQ Connection Point (детища Consumer Group) - устройства используют разные беспроводные стандарты. Остальные же члены семейства iPAQ вообще не оснащены пока беспроводными средствами...
iPAQ Personal Audio Player PA-1 - цифровой аудиоплейер размером с пейджер, поддерживающий сразу три формата звуковых файлов, WMA, MP3 и AAC, и оснащенный 64 Мбайт флэш-памяти (два часа звучания). Аудиофайлы могут подкачиваться с PC (из Интернета или с CD) через USB-соединение. Обеспечен доступ в Интернет (к музыкальному сайту iCAST) через PC "нажатием одной кнопки". PA-1 модернизируем через Интернет, так что с появлением новых форматов не придется менять плейер. Цена - 249 долл.
iPAQ Blackberry Pager Wireless Email Solution - это еще один продукт, предлагаемый Commercial Group для корпоративного рынка (хотя, строго говоря, главным образом для домашнего использования - а именно чтобы работник корпорации, даже находясь дома, днем и ночью оставался в постоянном онлайне). Решение разработано в альянсе с компанией Research in Motion (RIM) на основе ее двусторонних пейджеров BlackBerry. Решение включает также серверы ProLiant ML330, ПО Blackberry Enterprize Server, которое интегрируется с Exchange или Domino, услуги по установке и наладке, и, наконец, связь и роуминг по всей территории США и Канады. Суть сервиса в том, что сотрудники корпорации с помощью постоянно включенных пейджеров имеют непрерывный двусторонний доступ к системе корпоративной электронной почты из любой точки упомянутой территории. Цена самих пейджеров - 399 или 499 долл., услуги стоят 40 долл./мес (только e-mail, время не ограничено).
В направлении appliances
Как уже говорилось, хотя выпустить на рынок семейство столь разных устройств Compaq сумела первой, другие производители ПК занялись перестройкой бизнеса и объявили о выпуске appliances еще раньше. Все больше внимания они уделяют Интернет-услугам, стремясь обратить своих покупателей в своих постоянных клиентов. Загляните на их сайты - вы можете не найти на главной странице ничего про ПК, но обязательно увидите какие-нибудь e-services, E-Services, E Works, E-Support и т.п. Так, Gateway уже два года активно развивает собственные Сетевые службы, а сейчас в альянсе с AOL (23 млн. абонентов!) готовится к выпуску в конце 2000 - начале 2001 г. семейства дешевых устройств под совместным брэндом AOL Gateway - для доступа в Интернет "из любого места дома и самыми разными способами". Среди них - беспроводная вебпланшетка, а также устройство, которое названо, по аналогии с desktop, countertop (от counter - прилавок, стойка) и которое, как объясняют представители фирмы, можно примостить на любом свободном кусочке ровной поверхности и работать с ним с помощью беспроводной клавиатуры. Первые беспроводные устройства будут построены на процессоре Transmeta Crusoe.
IBM (глава которой Лу Герстнер весной 1999 г. первым провозгласил "End of the PC Era") объявила в конце прошлого года концепцию EON (Edge Of Network), а весной 2000 г. конкретизировала и реализовала некоторые ее положения в новом семействе NetVista, первые представители которого уже вышли на рынок. Между прочим, представляя этот брэнд, руководители IBM охарактеризовали его как "самую существенную новацию IBM в области технологий настольных устройств со времен первого IBM PC"! Массовый выпуск EON-устройств намечен на 2001 год.
HP объявила e-PC - "первую в индустрии инициативу создания корпоративных appliances". Отметим, что, в отличие от Compaq, HP и IBM предпочли входить в новые незнакомые воды постепенно, и начать выпуск appliances со "старших" членов семейств. Выпущенный не так давно первенец семейства e-PC, компьютер e-Vectra, хотя внешне и выполнен в новом "appliance"-стиле, по комплектации и цене (от 879 долл.) скорее относится к полноценным PC, а новации коснулись главным образом трех основополагающих требований к машинам для этого рынка - надежности, управляемости, "поддерживаемости". Посмотрим, какие новые идеи и подходы принесут на корпоративный рынок его младшие братья, также ожидаемые в первой половине будущего года (об эволюции корпоративных ПК и тенденциях на этом рынке см. обзор Олега Фоминова "Корпоративный компьютер и конвергенция", PC Magazine/RE №12/99, www.pcmag.ru/news.asp?ID=234).
ViewSonic (!) тоже оценила открывающиеся перспективы и в августе представила публике сразу 21 (!!) прототип новых информационных appliances, в диапазоне от бездискового ПК до 15-дюймовой беспроводной вебпланшетки, которые "изменят рабочий стол". Все они построены с использованием экранных технологий компании и по меньшей мере 12 из них должны выйти на рынок в этом и будущем году.
Практически одновременно с Compaq свою версию специализированного "кухонного" - пылевлагонепроницаемого и противоударного - устройства Icebox, сочетающего доступ в Интернет с DVD и телевизором (а также имеющего видеовходы и выходы, что открывает целый пласт дополнительных применений), представила фирма NadaPC; она намеревается выпустить также его корпоративную версию, а также ручное беспроводное устройство. Свои версии семейств домашних Интернет-приборов готовят Nokia и ее вечный соперник Ericsson - в союзе с Electrolux. Наверное, сделают с умом...
И так далее, от гигантов до карликов, от компьютерных вендоров до компаний бытовой электроники и Интернет-провайдеров - все ринулись выпускать appliances. Последние крупные компьютерные выставки - осенний Comdex-99 и особенно летняя PC Expo-2000 - по существу превратились не то в парад, не то в кунсткамеру самых разных appliances.
В чем корни такого бума?
Происхождение видов
Пресловутая "конвергенция" (всего-то за год ставшая основным "buzzword" новостных лент и аналитических обзоров и навязшая на языке не меньше чем лет восемь тому "мультимедиа") свела вместе, на общем рыночном пространстве, фирмы-гиганты (да и не только гиганты), прежде обитавшие и кормившиеся на совершенно разных рынках - компьютерном, игровом, коммуникационном, Интернета, домашней электроники, медиа и развлечений... Как всегда на неосвоенной территории, начался бурный рост start-up-компаний. Чтобы выжить в новых условиях, все они принялись объединяться, поедать друг друга (об этом см. "Мегаконвергенция", PC Magazine/RE, 4/2000, www.pcmag.ru/news.asp?ID=422), а также придумывать, чем же в новой интегрированной цифровой реальности (в которой мультимедиа, вещание, связь, кино, тексты и все прочее превратилось просто в контент, а компьютеры, телевизоры, телефоны, PDA и т.д. - в терминалы доступа к этому контенту) привлечь внимание пользователя, клиента, зрителя и получить с него оплату - поскольку этот пользователь/зритель и является, в сущности, тем единственным "пищевым звеном", которое кормит и дает возможность развиваться всем названным отраслям.
Четыре года назад в своей речи на Comdex-96 Энди Гроув предсказал на 2000 г. битву за глаза зрителя между компьютером и телевизором. Он, по большому счету, оказался прав - с двумя, однако, "но". Во-первых, количество участников битвы оказалось явно больше двух, а во-вторых, сражались они там или еще что, но на свет один за другим стали появляться новые, невиданные ранее гибриды и мутанты, несущие в себе в разных сочетаниях и пропорциях родовые черты исходных "бойцов"; они с ходу включались в общее действо, к 2000 г. уже сильно нарушив чистоту исходной картины противостояния. Так появились на свет information appliances. /*/
Может быть, более подходящей будет другая метафора: как только континенты разных индустрий съехались в процессе конвергенции, все прежде не пересекавшиеся формы жизни вступили в процесс жесткого дарвиновского естественного отбора. Не претендуя на полноту, давайте попробуем назвать устройства (или функции, принадлежавшие раньше разным устройствам разных индустрий), наследственные черты которых очевидно прослеживаются в причудливых порождениях этого глобального эко-генетического эксперимента.
Если устоявшийся перевод слова "устройство" - "device", то "appliance" вообще-то не стоит переводить как "устройство", иначе русский перевод будет не вполне адекватным и однозначным. Какие еще варианты? "прибор"? "аппарат"? "машинка"? "информационное приспособление"? Увы... Транслитерация от такого слова тоже, очевидно, неудобоварима. "Инфетку" предложить - после Набокова ассоциаций не оберешься. Вот и приходится пока, желая сохранить точность изложения, писать его по-английски. Что, по мере повсеместного внедрения appliances, раздражает все больше.
Однако мало этого - в последние месяцы применительно ко всяким мелким appliances широко распространился термин "gadget", с которым ситуация как минимум не лучше: не "штучками/феньками" или "приспособленьицами" же их называть, и уж тем более не "гаджетками". Остается определить их так:
"gadget - небольшое appliance (см. выше)"
- и ждать разрешения исходной проблемы.
Компьютер (вычислительное устройство). Устройство доступа в Сеть (браузер). Е-mail. Телевизор. Спутниковый/кабельный тюнер. Видеомагнитофон. Радиоприемник. Магнитофон. Аудиоплейер. Телефон. Видеотелефон. Рация. Пейджер. Кинотеатр. Аудиоцентр. CD(DVD)-плейер. Игровая приставка. PDA. Графическая станция. Рамка для картин. Пульт управления домашними приборами и системами. Банковский/биржевой терминал. Дистанционный торговый ларек. Сервер, в том числе - медиасервер и Web-сервер. Шлюз/концентратор. ...
Возьмем другое множество - множество видов доступных сегодня или завтра видов связи, с помощью которых подобные устройства и гибриды могут обмениваться данными или получать их: коммутируемая телефонная, ISDN, xDSL, кабельная, спутниковая, беспроводная мобильная (множество видов и диапазонов, от мобильной телефонии до Bluetooth), беспроводная стационарная, наземное телевещание, радио, локальные вычислительные сети, электрические сети...
Теперь, беря по одному или несколько элементов из первого множества и сочетая их с произвольными элементами (тоже одним или несколькими) из второго, мы будем всякий раз получать функционально новое appliance. Число вариантов и сочетаний огромно, число применений и услуг, в которых можно было бы задействовать получившиеся устройства - еще больше, и потому задача "линнеевской" классификации устройств-appliances почти безнадежна (прошлогодний опыт подобного исследования для весьма узкой области - приставок интерактивного ТВ - занял больше десяти журнальных страниц). Конечно, выживут из нынешней генерации устройств немногие, а кто именно - зависит в конечном итоге от потребителя, которому по существу сегодня предлагается сыграть в азартную игру и рискованную для обеих сторон игру и поставить свои деньги на какое-либо из устройств с неясной перспективой. В принципе уровень сегодняшних технологий действительно позволяет построить устройство, реализующее любой случайно выбранный набор функций из наших "порождающих множеств". Сложность для компаний, выходящих сегодня на этот рынок, - не технология. Главное - угадать, какое именно сочетание будет пользоваться успехом у потребителя (будь он домашний или корпоративный). Особенно трудно это в случае домашнего устройства, "центра цифровой гостиной", и за последние годы выпущено уже множество вариантов, от сверхнавороченных компьютеров-комбайнов, объединяющих чуть ли не весь набор функций, до разного рода телевизионных приставок и простеньких монофункциональных appliances, но пока примеров безусловного успеха не видно (не будем рассматривать "доконвергентные" чисто игровые консоли). Есть, впрочем, и другой путь - убедить потребителя, что вот именно данный набор свойств, вот именно такое устройство ему и необходимо.
Фактор моды
Последнее замечательно удалось Стиву Джобсу с его iMac. Джобс первым, уловив еще самые ранние признаки разворота рынка к потребителю, догадался и сумел ввести в компьютерный мир понятие моды. Причем "стиль iMac" вышел за пределы мира компьютеров, попав даже в мир истинной "высокой моды", в "чужие" стильные рекламы, и стал в США элементом стиля жизни. Ему начали подражать, а ряд фирм стал выпускать, в частности, периферийные устройства - принтеры, модемы, дисководы - в стиле и цветах iMac. Рассказывая о летнем Macworld этого года (CRN/RE №13/2000), мы отметили, что случившаяся там полная смена цветовой гаммы iMac будет неприятным сюрпризом для таких фирм и их реселлеров. И действительно, в прессе появились интервью и цитаты из недовольных высказываний их руководителей - как они холодели, следя за выступлением Джобса и подсчитывая в уме складские запасы устройств, в один момент превратившихся в неликвиды, как нехорошо поступила с ними фирма Apple. Что делать - коллекции ведущих кутюрье вплоть до премьерного показа всегда "секретятся" не меньше, чем военные тайны. И фирмам, которые сумели оперативно подстроиться под порожденный Apple спрос на цветные устройства, прекрасно известно, что игра "в моду" подобные издержки предполагает, и сезонные распродажи добротных, но в одночасье ставших немодными вещей - тому подтверждение. Интересно, скоро ли можно будет купить принтер немодной расцветки за полцены?
Мода новая, мода уходящая
Стоит упомянуть еще одну "жертву моды" - компьютеры Dell WebPC. Выпущенные в конце прошлого года явно вдогонку iMac, они, как и "оригинал", были legacy-free (термин, который стали использовать в мире PC для обозначения впервые реализованной Джобсом архитектуры - без флоппи и традиционных портов и разъемов), со сравнимыми техническими параметрами и ценами, с действительно элегантным нестандартным дизайном и тоже с цветовыми элементами оформления (наборами сменных накладок и подставок 6 разных цветов). Просуществовали они чуть больше полугода и были тихо сняты с производства из-за низкого спроса - на фоне устойчивых продаж iMac, которых за тот же период ушло к потребителям больше миллиона штук. Мне кажется, главная причина именно в том, что iMac выглядели (и были!) модными компьютерами, в то время как WebPC со своими накладочками - старающимися не отстать от моды...
Одновременно с WebPC столь же тихо сошли с дистанции, не получив планируемого отклика потребителя, и стильные синие Presario 3500 с ЖК-экраном, просуществовавшие 8 месяцев. Интересно, что в то время, как Compaq тихо распрощался с этой моделью, IBM только начинает выпуск компьютера серии NetVista почти аналогичной конфигурации и стиля...
Чтобы закончить тему моды и Джобса, заметим, что iMac'ам и рожденному с ними стилю уже больше двух лет. И порой начинает казаться, что для Джобса существует определенная опасность - стать "пленником" собственной моды. Достаточно ли смены цветов, чтобы и дальше поддерживать столь же высокий спрос на iMac? Какой будет реакция широких масс на попытку перемен более существенных? Когда Apple сделает следующий шаг в развитии архитектуры, в сторону appliances - прежде всего? Здесь Compaq с Капелласом во главе сегодня уже опередил Apple с Джобсом и его лучшим другом - членом совета директоров Apple и главой Oracle Ларри Эллисоном. При том, что многие - и Эллисон в том числе - ожидали, что "самые крутые Интернет-appliances будут исходить от Apple".
Фактор услуги
Но не модой единой. Поскольку, как мы говорили, сегодняшние appliances по существу превращаются в терминалы (Интернета, спутниковой или кабельной телесети, сети торговых услуг и т.п.), то решающую роль играет даже не столько их дизайн и набор свойств, сколько сервис, за ними стоящий - какие услуги или контент сможет получить с их помощью потребитель. Построение инфраструктуры и раскрутка подобного сервиса часто требуют гораздо больших затрат, чем разработка и выпуск собственно устройства. Поэтому многие производители appliances, даже такие крупные, как Compaq, ищут себе партнеров среди поставщиков услуг, чтобы с помощью "готового" сервиса привлечь к устройству покупателей.
Более того, часто (тем чаще, чем крупнее провайдер) appliances разрабатываются и выпускаются производителем по заказу того или иного сервис-провайдера. Характерный пример - кабельные приставки. Кабельному провайдеру обычно выгодно централизованно оснастить всех своих подписчиков унифицированными устройствами, чтобы не иметь потом проблем с обслуживанием. При этом выбранному вендору обычно гарантированы значительные объемы - сотни тысяч, а то и миллионы устройств плюс отсутствие проблем со сбытом и маркетингом. Компании, специализирующиеся на производстве приставок, - Scientific Atlanta, General Instrument (теперь - подразделение Motorola), Pace Micro. В число ведущих производителей приставок входят также гиганты электроники - Philips, Sony, Pioneer, Samsung, производственный потенциал которых позволяет быстро разработать и наладить выпуск больших тиражей устройств. Терминалы интерактивных служб типа WebTV и AOL TV продаются также и в розницу, в комплекте с пакетом услуг. Чтобы сделать устройства более привлекательными для покупателя и привлечь клиентов к сервисным службам, продаются они ниже себестоимости, а сервис-провайдер компенсирует вендорам разницу (с расчетом вернуть деньги из будущей оплаты услуг).
Зачастую терминал-appliance ставится у потребителя вообще бесплатно - лишь бы тот подписался на услуги.
Дорогие клиенты
Есть любопытная количественная (хотя и косвенная) оценка того, как дорого сегодня, в создающемся цифровом мире, ценится пользовательская база. В последние годы мы были свидетелями многочисленных слияний и приобретений среди кабельных и телекоммуникационных операторов, ISP, поставщиков онлайн-услуг. И если проанализировать эти сделки с точки зрения "средней цены за голову клиента" (отношение общей суммы сделки к числу пользователей покупаемой компании), мы увидим, что за каждого пользователя выплачивалось порядка 4-5 тыс. долл., а в некоторых случаях доходило и до 9 тыс.
Впрочем, приведенные цифры относятся к сделкам, где приобретаемая пользовательская база составляла от 80 тыс. до 10 млн. душ. Выявленная закономерность может и не работать в области "первоначального накопления" клиентов, когда их число измеряется сотнями или даже тысячами человек.
Бесплатные устройства
И здесь мы вновь подходим к теме "бесплатных PC". Напомним, что начиная с весны 99-го небольшие фирмы Free-PC, Gobi, Enchiliada, Microworkz, DirectWeb начали предлагать пользователям персональные компьютеры - "бесплатно" или со скидкой/компенсацией (в большинстве случаев равной 400 долл.). В обмен от клиента требовалось согласие на участие в неких рекламно-маркетинговых акциях или же на долгосрочный (два, а чаще три года) контракт на пользование теми или иными платными онлайновыми услугами (самой компании или ее партнера). Выплаты по такому контракту (а наиболее "общепринятый" тариф - 21,95 долл./мес) рано или поздно должны по идее компенсировать стоимость компенсации или "подарка" и начать приносить прибыль. (А возвращаясь к нашим оценкам из прошлой главы, можно заметить, что для сервис-провайдера выплата 400 долл. компенсации за компьютер, если это позволит получить нового клиента, представляется весьма разумным вложением капитала.)
Настоящий бум подобной бизнес-модели начался летом, после PC Expo 99, когда к игре в "rebate $400" подключилась компания America Online, и за считанные недели вовлекла в нее практически всех ведущих ПК-вендоров и крупные сети розничной торговли; все заговорили о "FreePC craze". Мы обсуждали эти события на страницах CRN/RE по свежим следам, ровно год назад в статье "Free PC: сезонная лихорадка или исторический перелом?" (№ 18-19/1999). Глядя из сегодняшнего далека, можно сказать, что союз "или" был применительно к ситуации не вполне уместным - фактически мы наблюдали сезонную лихорадку, явившуюся одним из ранних симптомов наступающего перелома. Результатом этой лихорадки стало прежде всего то, что "телефонная" модель ведения бизнеса, в которой главное - плата за услуги, а устройство для их потребления (в данном случае - компьютер) может быть поставлено за минимальную плату или вообще бесплатно, перестала быть, как прошлой весной, сенсацией и экзотикой для компьютерного рынка, ее в той или иной степени восприняли большинство его игроков. Тенденция, однако, в том, что место FreePC занимают "FreeAppliances", они становятся более адекватными терминалами для доступа к услугам - более дешевыми, более компактными, более надежными и простыми в управлении, и вытесняют компьютеры из "бесплатных" схем - например, та же ViewSonic собирается поставлять свои устройства крупным Интернет-провайдерам, которые в свою очередь будут "прилагать" их к контракту на подписку.
Некоторые сложности
Впрочем, не все получается гладко в подобных моделях. Одна из проблем - хакеры. Показателен пример фирмы Netpliance, выпустившей в начале 2000 г. iOpener - стильное устройство доступа в Интернет с цветным ЖК-экраном, которое предлагалось покупателям всего за 99 долл.! Расчет строился на том, что это бездисковое appliance способно работать только через сайт компании, и плата за ISP-услуги быстро покроет дотацию и начнет приносить прибыль. Однако довольно быстро нашлись умельцы, которые придумали, как, подключив к iOpener жесткий диск с установленным Linux, превратить его в полноценный компьютер, - после чего пользователь, фактически получив за 99 долл. ПК с модным ЖК-экраном, уже совершенно не нуждается в услугах Netpliance! Причем своим открытием эти "аппаратные хакеры" поспешили поделиться со всеми через Сеть... Бизнес-модель фирмы оказалась под угрозой. И после нескольких попыток добавить защиту от такого "взлома" (заметим, цена исходного, незащищенного iOpener на сетевых толкучках при этом поднялась до 299 долл.) фирма вынуждена была пересмотреть свои планы; устройство стало продаваться по 399 долл. Такое четырехкратное повышение вызвало отрицательный резонанс, и вскоре Netpliance снизила цену до "среднесетевой" - 299 долл. Отметим, за первые полгода фирме удалось собрать 44 тыс. подписчиков.
Другой пример: недавно в Сети были вывешены инструкции по самостоятельному подключению дополнительного дисковода к приставке "персонального телевидения" фирмы TiVo (стандартно поставляемый диск обеспечивает 14 час записи телепрограмм, а "официальное" расширение, предлагаемое TiVo, стоит 300 долл.).
На самом деле, в большинстве долговременных схем заложены подобные "мины" нештатного поведения или досрочного ухода клиента. Но если компании-гиганты эти неприятности более-менее спокойно переживут, покрывая убытки за счет других направлений, то бизнесу start-up'ов (многим из которых, например, нужно еще и заплатить за "бесплатные" железки фирме-"аутсорсеру", которая их реально собирала) такие ситуации могут нанести серьезный удар. И напомним лишний раз, что при подсчете срока возврата средств простая арифметика (22 долл./мес умножить на количество месяцев) не проходит - эта оплата, вообще говоря, делится между производителем устройства, оператором связи, Интернет-провайдером, поставщиками услуг, предоставляемых клиенту в рамках стандартного пакета...
Не спрашивай, по ком...
Согласно недавним выводам аналитических агентств - IDC, Forrester Research, основным фактором, побуждающим потребителей к покупке персональных компьютеров, в последние годы был доступ к Интернету, далеко обойдя и игры и прочие мотивы. Однако теперь мы видим, что персональный компьютер перестает быть эксклюзивным средством путешествий по Сети и потребления online-услуг, так что мотивация эта может значительно ослабеть. Более того, можно прогнозировать, что мы с вами станем свидетелями любопытного и скоротечного процесса "самоедства", когда крупные ПК-вендоры, стремясь захватить рынок Интернет-appliances, будут выпускать все более удобные дешевые устройства все большими тиражами - подрывая тем самым собственные продажи классических ПК в этот сектор. Но не делать этого - еще хуже: даже если бы все вендоры и сговорились, заключив некий мораторий на их выпуск, производители бытовой электроники, игровых приставок, PDA, компании интерактивного ТВ, мобильной телефонии и маленькие неизвестные фирмы вроде Netpliance или NadaPC с большим аппетитом поделили бы и уплели оставленный им пирог "домашнего Интернета", с неменьшим успехом потеснив ПК из этой ниши.
Подождем 2001 года, когда, как мы выяснили, должен состояться "массовый вылет" appliances.
Мы лишь фрагментарно затронули то множество новых тенденций и проблем, которое возникает в процессе конвергенции, по мере движения рынка от ПК к новому поколению устройств и услуг. Однако конвергируют и меняются не только сами устройства и фирмы, их производящие, но и бизнес-модели, т.е. способы добывания средств существования, и все "пищевые цепочки", по звеньям которых движутся устройства, услуги и контент к пользователю, и оплата - от него. Например, низкая цена appliances, 200-600 долл., вынуждает работать с плоской маржой и практически исключает использование привычных схем многоуровневой дистрибуции для их продвижения. Обратите, в частности, внимание, что все члены семейства iPAQ (напомним, это, согласно прогнозам фирмы, 60% доходов в 2002 г.) будут распространяться только через розницу или напрямую от Compaq; в дилерские сети они не попадут.
И на этом давайте пока остановимся. Как-то так уж получается, что на страницах PC Magazine приходится рассказывать о конце эры PC, теперь вот в CRN - намекать на туманные исторические перспективы традиционных компьютерных реселлеров. Кто там дальше в пищевой цепочке?