Acer Group обретает новую организационную структуру

Основатель и председатель совета директоров Acer Group Стен Ши регулярно обновляет модель бизнеса крупнейшей тайваньской компьютерной компании, стремясь достичь максимальной конкурентоспособности в постоянно меняющихся рыночных условиях. Весной нынешнего года он провел очередной этап реорганизации, осуществив приватизацию двух компаний — членов группы, занимающихся продвижением продукции Acer в Латинской Америке, Азии и Африке (см. CRN/RE № 6/2000, с.10). В результате Acer Group получила 100%-ный контроль над всеми своими континентальными подразделениями. Одним из следствий этого шага стало, в частности, "признание" России европейской страной — московский офис теперь подчиняется европейской штаб-квартире Acer, тогда как раньше он управлялся из Сингапура. Но на этом реинжиниринт Acer Group с годовым оборотом 8,4 млрд. долл., насчитывающей ныне около 34 тыс. сотрудников на 193 предприятиях в 42 странах и имеющей реселлеров более чем в 100 странах мира, не закончился.

В фокусе iO — знания и человеческий капитал

Стен Ши славится, в частности, тем, что всегда старается постичь суть происходящих в мировой экономике и ИТ-индустрии изменений и концептуально обосновать свои предложения. Вот и новые идеи преобразования Acer Group в Интернет-организацию, обнародованные в августе на форуме Acer New Economy CEO Forum в Сингапуре, изложены в его очередной книге под названием "iO, или Internet Organisation". На мой взгляд, она будет полезна не только ИТ-специалистам, но и широкому кругу бизнесменов, поскольку в ней сформулирована модель организации малого и среднего бизнеса в различных отраслях экономики, основанная на постоянном повышении эффективности использования управленческих ресурсов.

"В отличие от традиционной экономики, движимой капиталовложениями, современная экономика, основанная на знаниях, ставит во главу угла такие понятия, как лидерство, сервис и инновации. Основным фактором становится человеческий капитал, а люди — главной созидательной силой", — заявил Стен Ши.

Он уверен, что предлагаемая им модель бизнеса в эпоху Интернета позволит малым компаниям и небольшим отраслям разрушить существующие рыночные представления и конкурировать с крупным бизнесом в глобальном масштабе.

Модель iO описывает интегрированную, но децентрализованную сеть независимых подразделений одной компании. В отличие от традиционной иерархической структуры каждое подразделение iO самостоятельно и оперативно принимает управленческие решения и контролирует бизнес-процессы, зато делится с другими членами группы своими знаниями и опытом. В результате обеспечивается эффективный менеджмент и создается динамическая бизнес-среда, быстро и гибко откликающаяся на рыночные изменения и стимулирующая развитие каждого предприятия в отдельности и всей группы в целом. Все подразделения iO-компании должны подчиняться своду правил, определенных в так называемом Internet Organization Protocol (iOP).

Согласно первой версии iOP, в составе Acer Group созданы пять бизнес-подразделений: Acer SoftCapital Group (ASCG), Acer InfoSystems Group (AIG), Acer Communications & Multimedia Group (ACMG), Acer Sertek Services Group (ASSG) и Acer Digital Services Group (ADSG).

Торговая марка — интеллектуальная собственность

На том же сингапурском форуме Стен Ши заявил, что в новой экономике, основанной на знаниях, роль торговой марки, ассоциирующейся у покупателей с высоким качеством и надежностью, становится определяющей. Более того, он убежден, что престижная торговая марка сможет сама по себе приносить добавленную стоимость, способствуя продажам новых продуктов.

Глава Acer Group сформулировал новую брэнд-политику, ставящую целью продвижение имени Acer в глобальном масштабе. В Acer начинается своего рода "чистка", в результате которой право выпускать какой-либо конкретный продукт под именем Acer получит только один производитель. Претендент на использование торговой марки должен предварительно получить на свой продукт специальный сертификат качества. Это правило будет распространено на всех членов Acer Group, включая новые фирмы, созданные с участием венчурного капитала Acer. Г-н Ши полагает, что таким образом удастся повысить контроль за качеством продукции и гарантировать репутацию торговой марки. Подобная "монополизация" производства позволит также устранить существующие противоречия в каналах продаж и организации сервиса. Интересно, что в новую производственную модель включены элементы франчайзинга — за право пользования маркой Acer придется платить. Отчисления пойдут в фонды развития торговой марки и маркетинга, управляемые материнской компанией Acer Group.

Европейский Acer объединяется в борьбе за долю рынка

Как заявил 15 сентября на панъевропейской пресс-конференции в Тунисе президент Acer Europe Джанфранко Ланчи, изменения в геополитике компании приведут к объединению отделений Acer Group в европейских странах в единую континентальную организацию, перед которой стоит цель в 2002 г. вывести Acer в пятерку лидеров местного рынка ПК и достичь годового уровня продаж в 1,6 млн. компьютеров. Компания должна занять место в тройке ведущих поставщиков блокнотных ПК и в пятерке поставщиков настольных ПК и серверов.

Сегодня, как следует из данных IDC, Acer замыкает восьмерку табели о рангах европейского рынка ПК (впереди идут Compaq, Fujitsu Siemens, Dell, HP, IBM, NEC и Toshiba), имея наилучшие позиции в сегменте блокнотных ПК — четвертое место после Toshiba, Compaq и Dell. По поставкам настольных ПК Acer занимает восьмое место, по поставкам серверов — шестое.

Судя по представленным Dataquest данным о рыночной доле Acer, больше всего компания преуспела в поставках ноутбуков в Италии и Австрии (1-е место), Швейцарии (2-е место) и Испании (3-е место). Поэтому нет ничего странного в том, что Acer Europe возглавили люди с самой успешной бизнес-историей. Так, президент Джанфранко Ланчи ранее возглавлял итальянское отделение Acer, а маркетинг-директор Вальтер Деппелер, владеющий несколькими европейскими языками, работал в швейцарском офисе. Любопытно, что удивительному успеху в области продаж ноутбуков в Италии компания во многом обязана лидирующим позициям Texas Instruments, завоеванным американской фирмой в этой стране еще до продажи в 1997 г. своего бизнеса портативных ПК корпорации Acer.

Чтобы достичь сформулированных целей, Acer Europe намерена сосредоточить основные усилия" на пяти самых больших рынках, обеспечить общеевропейский обмен опытом, повысить узнаваемость торговой марки, построить всепроникающие каналы продаж, а также развивать континентальную инфраструктуру компании и совершенствовать способы работы с заказчиками. В пятерку главных рынков входят Германия, Великобритания, Италия, Испания/Франция и север Европы, по каждому из них выделен специальный региональный менеджер. Все остальные страны, включая Россию и СНГ, входят в группу Rest of Europe (остальная Европа), зато курируются лично г-ном Ланчи (впрочем, временно).

В области маркетинга Acer Europe предлагает общеевропейскую программу AcerPoint. Эта программа предусматривает пять способов поддержки партнеров: рекламную, информационную, сервисную, финансовую, а также проведение специальных мероприятий. Например, в рамках AcerPoint в общей и ИТ-прессе ежемесячно публикуется специальный рекламный листок (AcerPoint Flyer) с информацией о продуктах для потребительского рынка и указанием координат магазинов, где их можно приобрести по специальным ценам. Часть тиража таких рекламных листков также предоставляется непосредственно участникам программы.

В ближайших планах нового европейского руководства Acer создание единой электронной среды для национальных отделений, предполагающей, в частности, унификацию информации на Web-сайтах Acer в разных странах и развитие средств электронной коммерции.

Что касается России, то представление как Джанфранко Ланчи, так и Вальтера Деппелера о ПК-бизнесе в нашей стране основано главным образом на статистических данных. Перед московским офисом, видимо, будет поставлена задача повышения рыночной доли, которая, по словам г-на Ланчи, уступает аналогичным показателям восточноевропейских отделений Acer.

Г-н Деппелер считает возможным уже в будущем году распространить на Россию маркетинговую программу AcerPoint, постепенно охватывающую все страны Европы.

Конечно, остается не вполне ясно, как скоро удастся интегрировать российский бизнес компании в общеевропейский. Во всяком случае, развернутого ответа на этот вопрос у топ-менеджеров Acer Europe пока нет. Возможно, ситуация прояснится после осеннего визита г-на Ланчи в Москву.