Как показывает опыт, именно предприятия оборонной промышленности чаще всего становятся базой для развития высокотехнологичных производств в других отраслях. Это в очередной раз подтвердил Уральский электронный завод (УЭЗ, UEP-CD), где в минувшем августе был открыт цех по производству записываемых компакт-дисков.
Арсений Даббах, директор по маркетингу Ergodata:
"Само по себе начало производства CD-R в России нужно приветствовать. Однако, мне кажется, что для этого был выбран не самый удачный момент: цены на эти носители за последние полгода упали более, чем вдвое. О прибыльности предприятия можно говорить с натяжкой. Кроме того, создается впечатление, что идея не была проработана с маркетинговой точки зрения: не был изучен рынок, заводу не известны ни игроки, ни объемы, нет четко определенных способов продвижения.
Незнание рынка вкупе со стратегией с акцентом на низкую дилерскую цену неминуемо приведет к ценовой войне, потому что себестоимость производства у крупнейших изготовителей примерно такая же, несмотря на те преимущества, которые есть у УЭЗ. А ценовая война угрожает закупоркой каналов сбыта и ударит по всему бизнесу в целом.
Мне кажется, что наиболее вероятная перспектива этого проекта — производство CD-R под другими торговыми марками, но не зарубежными, а российскими.
Тем не менее я рад, что начато первое в России производство CD-R. Дело это для УЭЗ новое и очень сложное, и я желаю им успеха. Мы будем смотреть за рынком CD-R и за CD-R Mirex, в частности. В случае если марка будет пользоваться спросом у потребителей, мы пересмотрим свое отношение".
Выпуск CD-R по лицензии концерна Philips стал продолжением производства оптических CD в Екатеринбурге. Уральский электронный завод считается одним из самых крупных в СНГ производителей CD-audio, CD-ROM и Video CD, выпуск которых в рамках одной из программ конверсии был налажен в 1993 г. на базе Уральского электромеханического завода (УЭМЗ), входящего в систему Минатома. Сегодня среди заказчиков УЭЗ более 200 компаний, в числе наиболее крупных — "1С", "Аурамедиа", "Бука", "Дока", "Мелодия", Microsoft, "ОРТ-Рекордс" и др. По мнению клиентов, их привлекают прежде всего быстрота выполнения заказов и жесткая многоступенчатая система контроля качества на предприятии, унаследованная от родительской структуры.
Родство с "оборонкой" очень помогает УЭЗ. Например, завод до сих пор использует площади оборонного предприятия, и это, как уверяют сотрудники, помогает избегать визитов нежелательных посетителей. Кроме того, кадровая и производственная политика UEP-CD в целом строится на принципах, традиционных для оборонной отрасли, что помогает поддерживать необходимый уровень культуры производства и квалификации технического персонала.
Решение об открытии нового направления производства CD было принято в 1996 г., когда из-за роста конкуренции со стороны московских, казанских и украинских фирм завод утратил доминирующее положение на рынке (до 1994 г. его доля среди отечественных производителей доходила до 70%). Кроме того, нехватка финансирования и необходимость обновления производства вынудили руководство искать новые организационные формы, и в мае 1997 г. предприятие по выпуску компакт-дисков было преобразовано в ООО "Уральский электронный завод", ставшее дочерней структурой УЭМЗ.
По словам начальника производства Константина Биенко, к условиям выпуска CD-R предъявляются требования мирового уровня: все оборудование закуплено в Швейцарии и отвечает последним требованиям технологии, аппараты размещаются в так называемой чистой комнате с герметичными входами, антистатическим покрытием пола, особым режимом температуры и влажности. "Мы ездили по корейским и тайваньским заводам, — рассказывает Константин Биенко, — и можем утверждать, что у нас качество производственной линии значительно выше". Чистые комнаты и оборудование поставлялись и монтировались зарубежными специалистами, а качество условий производства и параметры самих дисков контролируются на соответствие стандарту "Оранжевая книга" не только заводской СКК, но и тестовыми станциями Dr. Schenk и CD CAT42. Наконец, контроль записываемости CD-R проводится на рекордерах Hewlett-Packard, Yamaha, Plextor, Sony, Philips и Mitsui, а готовые образцы ежеквартально отправляются в Нидерланды на тестирование.
Оганнес Нерсисян, заместитель генерального директора NAK:
"У нас отношение к планам завода положительное. Все идет к тому, чтобы производство постепенно концентрировалось в России: это помогает избежать утомительных и затратных таможенных процедур и снижает денежные риски. При местном производстве будут гарантированы и вопросы доставки, формы проплаты. На мой взгляд, завод делает правильный акцент на то, что иностранцам будет выгодно выпускать CD-R здесь.
Я не считаю, что угроза для канала существует. У УЭЗ хорошее оборудование, и в отношении маркетинга они практикуют прозападный подход. Все зависит от того, сколько денег они готовы вложить в продвижение марки. Отсутствие же единой информации для дилеров вполне закономерно: у всех дилеров равных условий быть не может. Дилерские акции надо оговаривать в каждом конкретном случае".
Завод выпускает три типа CD-R под собственной маркой Mirex (Mirror EXcellent): Pro (для профессионального использования), Silver (с повышенной устойчивостью к ультрафиолетовому излучению) и Gold (с повышенной устойчивостью к изменениям температуры и влажности). Качество дисков на заводе рассматривают как главную потребительскую характеристику. Видимо, поэтому планы по их продвижению весьма обширны и амбициозны. "Mirex должна занять позиции в ряду очень качественных и относительно дорогих дисков, отчасти вытеснив с рынка соответствующую продукцию конкурентов", — заявляет начальник отдела CD-R Ярослав Шиколев.
Завод намерен прежде всего построить собственную дилерскую сеть, при этом основная ставка делается на региональные фирмы. "Мы были бы заинтересованы в сотрудничестве с двумя-тремя крупными дистрибьюторами, которые бы продавали всю нашу продукцию через свои дилерские сети, — поясняет г-н Шиколев. — Однако в такой ситуации завод попадает в зависимость от них. Также важным фактором является уровень закупочных цен у крупных российских компаний. Он серьезно отличается от уровня цен, который мы можем выставить нашим региональным партнерам".
В условиях жесткой конкуренции между дилерами и представительствами московских фирм и региональными операторами рынка расходных материалов УЭЗ собирается проводить агрессивную ценовую политику (в частности, дилерам предлагается работать по базовому заводскому прайс-листу, согласно которому цены не превышают 0,77 долл. за диск), а также начислять накопительные скидки и бонусы по результатам продаж за квартал, обеспечивать рекламную, информационную и другую поддержку.
По предлагаемой схеме поставок ответственность за товар переходит к покупателю после его получения от грузоперевозчика, оговариваются схема товаропотоков и сроки. Правда, признает Ярослав Шиколев, российские перевозчики зачастую не укладываются в заявленные сроки поставок, поэтому единственным средством страхования в данном случае становится предварительная отправка товара.
Впрочем, не отказывается завод и от сотрудничества с дистрибьюторами. Так, NAK Microware приняла участие в сентябрьской "программе ознакомления", по условиям которой набор CD-R Mirex Pro, Silver и Gold стоил в рознице 56 руб. С NAK также ведутся переговоры об оптовых закупках.
Мощности оборудования позволяют заводу выпускать в месяц до 450 тыс. CD-R. Однако завод даже при удачной политике продвижения не рассчитывает захватить более трети рынка для своей марки. Руководство завода в большей степени надеется на то, что оставшийся объем продукции будет реализовываться под другими торговыми марками как российскими, так и зарубежными. По поводу последних, как утверждает Ярослав Шиколев, ведутся переговоры с EMTEC, Philips и TDK.
Завод активно пытается взаимодействовать в этом плане с отечественными и особенно зарубежными держателями известных торговых марок. Но, по мнению одного из сотрудников московского представительства Mitsubishi, посетившего завод, осуществить это будет нелегко. "Вряд ли серьезные фирмы будут размещать здесь производство CD-R. Слишком высокие риски делают такой проект совершенно нерентабельным, — заметил менеджер. — Кроме того, завод до сих пор не имеет сертификации производства компакт-дисков по стандартам ISO 9000. В России без этого можно обойтись, но для иностранной компании это важный фактор доверия к производителю". В свою очередь, как утверждает генеральный директор УЭЗ Станислав Тхай, завод "на 80% готов к сертификации", и лишь кризис 1998 г. помешал до конца оформить необходимые документы.
Между тем завод с оптимизмом смотрит в будущее и не намерен надолго задерживаться на производстве CD-R. По словам специалистов предприятия, имеющееся оборудование по тиражированию CD после модернизации будет готово к производству DVD. Наконец, есть планы и по освоению технологии CD-RW, но, как утверждают заводские маркетологи, время для этого пока не наступило.