За последние 17 лет* экология в нашей стране сделала большой шаг вперед и стала одной из наиболее значимых наук, в центре изучения которой находятся экосистемы. Похожие цели преследует и наш проект «25 лучших региональных ИТ-компаний»: партнеры рейтинга изучают каждый ИТ-биоценоз в отдельности и весь российский ИТ-рынок целиком. Интересно, что выводы, к которым они приходят, очень близки к тем утверждениям, которые звучат из уст экологов: живые организмы вместе с окружающей их средой образуют сложную кибернетическую систему, сложность которой обусловлена не только большим разнообразием входящих в неё элементов, но и их разнородностью, а также многообразием возникающих между ними связей.
Задачи оптимального управления «природной средой», стоящие перед каждым вендором и дистрибьютором, требуют учитывать в качестве составляющих сложной системы не только элементы живой и неживой ИТ-природы, но и воздействующие на них партнерские программы, созданные как самими партнерами рейтинга, так и другими поставщиками, а также общеэкономические факторы.
Поэтому мы решили выяснить у представителей компаний, поддержавших наше исследование, их мнения по следующим вопросам:
- Как за прошедший год изменилась экологическая ситуация на российском ИТ-рынке? Какие «экологические» угрозы все еще сохраняются для тех, кто живет в ваших экосистемах (как для партнеров второго уровня и их клиентов, так и для ваших вендоров), а какие уже перестали оказывать влияние на рынок? Появились ли новые угрозы?
- Что позитивного в плане «экологии» ваших отношений с партнерами произошло за прошедший год?
- Какие природоохранные мероприятия вы разрабатываете для борьбы с экологическими угрозами для своего канала продаж?
Вот какие ответы мы получили
Валерий Кочкин, директор по розничным продажам компании «Марвел-Дистрибуция»:
1. Окружающая ИТ-среда постоянно подвергается внешним воздействиям. В последние годы их было столько, что многие виды пережили необходимую мутацию или эволюцию, чтобы приспособиться и выжить в существующих условиях. В сфере ИТ-дистрибуции обстановка более или менее стабильная: динозавры рынка не вымерли, можно даже сказать — неплохо себя чувствуют. Тем не менее контролировать ситуацию на всех уровнях до сих пор необходимо так же тщательно, как и раньше. Ведь потепление климата хоть и оживило рынок, но макрополитическая обстановка все еще такова, что, возможно, начнется новый ледниковый период, и значит, могут произойти существенные изменения в сложившемся гомеостазе.
2. Некоторое потепление климата позволило оттаять значительной части рынка, особенно заметно отступление вечной мерзлоты в регионах. Известно, что в стрессовой ситуации организм стремится сократить ненужные функции и все силы направить на самосохранение. Давление, которое в силу разных причин испытал российский ИТ-бизнес, привело к тому, что все игроки стали более гибкими, научились приспосабливаться, и это в итоге привело к улучшению финансового результата.
3. Согласно популярной пирамиде, есть пять важных ступеней потребностей. Эту схему вполне можно применить и к нашей ситуации. Как мы помним, сначала нужно обеспечить базовые вещи, поэтому большое внимание уделили "питанию«: расширение портфеля вендоров дает партнерам больше «пищи». Необходимость защиты и безопасность помогают реализовать разнообразные финансовые сервисы, хэджирование рисков и т. д. Как и в прежние годы, мы активно привлекаем партнеров к участию в наших мероприятиях, акциях и программах, обеспечиваем техническую и маркетинговую поддержку, то есть закрываем уже третий уровень. Что касается потребности в признании (четвертая ступень), то мы рады номинировать наших партнеров в рейтинге лучших региональных компаний и надеемся, что победители смогут добраться до вершины, где смогут реализовать возможность самовыражения в комментариях к итоговому материалу CRN/RE.
Максим Сальников, региональный директор RRC Group
1–3. Отвечу так:
За прошедший год ИТ-среда в значительной мере адаптировалась к быстро меняющимся условиям. Компании, которые смогли трансформироваться в соответствии с новой обстановкой, уверенно двигаются вперед. Мы менялись вместе с нашими партнерами, предлагая инструменты для работы с существующими рисками и технологии для развития наших партнеров. Наметилась реализация отложенного спроса, проекты, задуманные некоторое время назад, осуществляются на новом уровне.
Многие партнеры выходят за рамки своих традиционных ниш и компетенций, мы с ними находимся в близком контакте, предлагаем им свои помощь и ресурсы. Появилось довольно много новых компаний, и мы росли и развивались вместе с новыми партнерами.
Простите, что не удалось раскрыть тему экологии. Я за чистый воздух, прозрачную воду, плодородную землю.
* Именно столько — 17 лет — проводится рейтинг «25 лучших региональных ИТ-компаний».